Кризисы, возникающие у человека или в организации, не являются обособленными, они находятся в тесной взаимосвязи, образуя своеобразную «гирлянду» кризисных ситуаций.
Кризисы можно преодолеть, можно их пережить, они могут закончиться банкротством, прекращением деятельности, утратой дееспособности.
Кризис проявляется поэтапно, и каждый последующий этап, при неумелом управлении процессом вывода из кризиса - усугубляет протекание и последствия кризиса.
Существуют стадии скрытого и явного проявлений кризиса.
Стадию скрытого кризиса характеризует положение начавшегося, но еще не очевидного кризиса. Из-за отсутствия достоверных симптомов кризиса состояние человека или организации характеризуется как квазинормальное.
Стадия скрытого кризиса отражает неявные, но уже имеющиеся признаки наступления кризиса. Их трудно определить и увидеть, так как у человека и в организации, при отсутствии навыков антикризисного управления - нет инструментария распознавания симптомов скрытого кризиса.
Но если применять специальные методики раннего распознавания кризиса, можно оказывать активное воздействие на латентное проявление кризисных явлений с помощью предупреждающих действий.
Стадия острого, но преодолимого кризиса отличается непосредственным проявлением исходящего от кризиса негативного воздействия. Усиливается интенсивность реальных деструктивных воздействий. Возникают дефицит ресурсов, нехватка времени, нервозность поведения, ошибки в принятии решений, уменьшается количество альтернативных вариантов действий. На этом этапе, для преодоления кризиса, требуется построить сценарий использования всех ресурсов и резервов человека или организации, реализация которого позволит выйти из кризиса. Возможность выхода из кризиса еще существует, но она может быть реализована только в том случае, если используются эффективные механизмы антикризисного управления.
Стадия острого непреодолимого кризиса — это стадия банкротства, на которой требуются кардинальные меры вплоть до ликвидации организации. И в этой стадии возможно построить сценарий, по которому будет сохранена способность людей страдающих от кризиса, функционировать в безаварийном режиме. Далее, методично и последовательно можно снова перейти в стадию развития организации или человека в следствии реализуемых антикризисных мероприятий. Это получается сделать не всегда. Но при слаженном взаимодействии заказчика с антикризисным управляющим - довольно часто получается..